ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ ПРАВИЛЬНО
(общие правила)
Подростки существенно отличаются друг от друга как по темпераменту и по характеру, так и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Именно поэтому каждый из них должен сделать правильный выбор профессии в соответствии с собственными интересами, возможностями и потребностями рынка труда.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
1. Как выбрать профессию
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает социальную и психологическую зрелость молодого человека. Хуже, если ему пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели привить им любовь к каким-либо учебным предметам, а таланты еще «зарыты в землю». Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако... он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, а художнику — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, отвечающие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения нужно выбирать ту профессию, где способности будут максимально реализованы.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Скажем, если человек общителен — ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив, то он не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. В этом поможет нехитрое упражнение: посмотреть на себя глазами другого человека. Нужно попытаться объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов.
В подростковом возрасте характер пока только формируется. Психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес. Способности формируются в деятельности. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли подростку психология или та же экономика — ведь в школе он не изучал ничего подобного... Для того чтоб не ошибиться, надо расширять кругозор по отношению к миру профессий.
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, подросток приступает к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Более того, профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (польза обществу).
2. Что влияет на выбор профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е. А. Климова можно выделить 8 факторов выбора.
Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь подростка. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.
Позиция товарищей, подруг.
Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует интересам подростка и совпадает с интересами общества.
Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о подростке, что скрыто от непрофессиональных глаз.
Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются представления подростка об этапах освоения профессии.
Способности.
О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности личных притязаний.
Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые подростком сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
3. Психофизиологические особенности профессиональной ориентации
Проблема профессионального отбора специалистов, сформировавшаяся на стыке физиологии, психологии, психофизиологии, социологии, педагогики, медицины, математической статистики, относится к разряду крупных научно-практических проблем, связанных со всесторонним учетом физических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей и возможностей (ограничений) подростка, желающего «вписаться» в контур системы «человек — деятельность — среда». Теория профотбора базируется прежде всего на теоретических основах вышеперечисленных и других научных дисциплин.
Условно различают следующие виды профессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический. Среди них психофизиологический отбор занимает особое место. Это связано с тем, что психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Ценно то, что психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладают достаточно высокой прогностичностью.
Разработанная система профессионального психофизиологического отбора руководствуется определенными принципами, среди которых важнейшими считаются принцип научной обоснованности, комплексности, динамичности, активности, практичности и принцип группировки специальностей.
Психофизиологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей.
Психофизиологические особенности человека — это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья.
Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определенной профессией или группой профессий.
Основными задачами профессионального психофизиологического отбора являются:
- прогнозирование пригодности к трудовой деятельности для повышения ее надежности и эффективности, особенно в экстремальных условиях;
- прогнозирование пригодности к обучению для повышения качества и скорости подготовки;
- снижение текучести кадров и производственного травматизма;
- повышение производительности труда и профессионального долголетия и здоровья.
Рациональное проведение психофизиологического отбора базируется на надежной научной основе, поскольку вопрос правильного выбора профессии и успешной деятельности на конкретном рабочем посту имеет не только общественное, но и личное значение, так как обеспечивает сохранение здоровья и профилактику профессиональных заболеваний у работающих. Это относится к категориям специалистов, деятельность которых сопряжена с высоким нервно-эмоциональным напряжением, повышенными требованиями к анализаторным системам, памяти, вниманию, нервно-психической устойчивости, правильности выполнения сложных и ответственных задач при дефиците времени и в экстремальной обстановке. Ведь назначение на работу лиц, не обладающих должными качествами центральной нервной системы и анализаторов, может отрицательно сказаться на состоянии здоровья и функциональном нарушении центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.
Но не следует считать, что выделение части лиц с профессиональной непригодностью лишает их профессиональной деятельности. Не пригодные к одной специальности, они могут войти в группу с высокой пригодностью к обучению и работе по другой специальности.
К настоящему времени существует достаточное число исследований в области профессионального отбора, однако теоретические и методологические принципы отнюдь не единообразны, они весьма различны в зависимости от специфики каждого конкретного исследования.
Вопросы изучения организации свойств нервной системы и относительной роли их в психофизиологических проявлениях индивидуальности представляют первостепенную важность при профотборе.
Учение И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов, два типа нервных процессов: сильный и слабый.
Свойства и тип нервной системы считают профессионально важными характеристиками. Например, люди с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряженную и ответственную работу, просиживать долгое время перед пультом управления и быть при этом готовыми к экстренным непредвиденным действиям, сохраняют выдержку и самообладание. Это касается таких специальностей, как диспетчер аэропорта, оператор энергосистемы, оператор поточной линии, аппаратчик химических производств и др. Людям со слабым типом присуща малая выносливость нервной системы. Но этот недостаток компенсируется такими положительными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, что дает преимущества при овладении профессиями, которые предъявляют повышенные требования к мышечно-суставной чувствительности двигательного анализатора, точности глазомера. Это касается прежде всего профессий часовой и радиоэлектронной промышленности, где предполагается точная работа с мелкими деталями.
Установлена обратная зависимость между силой нервной системы и ее чувствительностью. Сейчас факт высокой чувствительности и реактивности слабых не вызывает никакого сомнения. Слабые имеют преимущество перед сильными в однообразной монотонной работе. Сильные лучше справляются с физической работой динамического характера.
Помимо традиционных типологических свойств существуют и другие, в частности, лабильность, которая определяет способность человека выполнять движения с большей или меньшей частотой.
Следовательно, для диагноза из существующих свойств нервной системы предполагается определение трех показателей: по отношению к возбуждению, по отношению к торможению и уравновешенности по данному свойству.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что психофизиологический срез в системе профориентации должен носить не случайный, а систематический характер. Сведения о психофизиологических особенностях подростка, полученные в результате профдиагностики, помогут педагогическим коллективам рекомендовать ученику те профессии, которые наиболее подходят его индивидуальным свойствам нервной системы.
4. Формула выбора профессии
Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилии и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?
Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот какие были получены результаты.
Профессия должна быть:
- престижной;
- хорошо оплачиваемой;
- интересной;
- с хорошими условиями труда;
- чтобы ее легко было приобрести;
- соответствовать желанию родителей;
- можно было бы учиться и работать с друзьями;
- востребована на рынке труда.
Как видим, на первое место большинство выпускников поставили престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. К примеру, престижной считалась профессия инженера. Но изменилась экономическая ситуация, и на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Но что будет с ними лет через десять, пока никто не знает.
На второе место молодые люди ставят желание приобрести хорошо оплачиваемую профессию, не зная, наверное, того, что оплачивается не профессии, а должность.
А вот третье требование, которое называют выпускники, «должна быть интересной» — одно до наиболее веских для выбора профессии.
На четвертом месте стоят условия труда. Требование существенное, но условия тоже связаны не столько с профессией, сколько с местом работы. И чем выше будет ваша квалификация, тем больше шансов выбрать себе рабочее место по душе.
Пятое требование к будущей профессии — доступность обучения, то есть выбирают профессию, которую легче получить. Иногда это оправдано, если только не ограничивает возможности профессионального выбора.
Шестое место занимает не очень удачное требование к профессии, связанное с желаниями родителей. К сожалению, родители зачастую недостаточно знают мир профессий, да и в ваших профессиональных возможностях ориентируются слабо.
Седьмое требование еще менее основательно для выбора профессии. Это — желание учиться за компанию, то есть, вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей, а не с собственными.
И на последнем месте стоит возможность трудоустройства после окончания профессионального учебного заведения.
Таким образом, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства — и вовсе на восьмое. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора. Что же такое профессиональная пригодность? Это ваше здоровье, психофизиологические особенности вашего организма, профессиональные способности и профессиональная квалификация.
Итак, выбор профессии — это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии», согласно которой нужно суметь совместить три составляющие: хочу, могу и надо и тогда профессиональный выбор будет удачным.
Что такое хочу? Это ваши интересы, склонности, желания, мечты.
Могу — это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.
И, наконец, надо — это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии.
Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
- интересна и привлекательна для вас;
- соответствует вашим способностям;
- пользуется спросом на рынке труда.
Любой труд ориентирован на других людей, существует профессиональное разделение, и даже в очень узкой области знания, в пределах одного факультета, люди начинают делать очень разную работу.
Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности вам будет наиболее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мне платили зарплату, а это значит, что мне нужно найти работу поинтереснее, чтобы потом не было больно и обидно за зря потраченное время.
Но все как раз наоборот: чем более интересны обществу ваша профессия и ваши умения, тем больше вы будете получать денег. Чем более компетентно и умело вы сможете решить чьи-то проблемы, тем дороже это будет оплачено. Вы, в первую очередь, должны быть интересны тем, что вы делаете и как вы это делаете. А то, что вам должно быть интересно дело, которым вы собираетесь заняться, вопрос уже второго порядка.
Правильный выбор профессии подчиняете и двум правилам. Первое: профессия должна быть интересна тем, кому вы ее предлагаете. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд. И если первое утверждение справедливо, если вы им в полной мере руководствуетесь, тогда вступает в силу второе правило: профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам.
5. Методика поиска профессии
Данная методика предложена Томским государственным университетом. Она имеет весьма универсальный характер, и в дальнейшем вы могли бы ею пользоваться для решении любых проблем, в том числе связанных с профессиональным выбором.
Семь этапов принятия решения о выборе профессии
- Составить список подходящих профессий.
- Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
- Составить перечень требований к выбираемой профессии.
- Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия я будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
- Определить значимость каждого требования.
- Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
- Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
- Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
- Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
- Проверить результаты.
- Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
- Определить основные практические шаги к успеху.
- Итак, вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
ПРОФЕССИИ И РЫНОК ТРУДА
1. Новые профессии и профессии исчезающие
В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В России на сегодняшний день насчитывается более шести тысяч названий профессий. Появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.
Кроме того, некоторые профессии исчезают, как бы «умирают». В качестве примера можно привести профессию оператора ЭВМ.
Однако сейчас развитие компьютерной техники достигло такого уровня, что компьютеры в большинстве своем стали персональными, и спрос на операторов ЭВМ сократился практически до нуля. С этой профессией происходит то же самое, что и с профессией писаря: она исчезла после распространения всеобщей грамотности.
Для того чтобы лучше понимать происходящее, нужно уточнить, какие сферы профессиональной деятельности в наибольшей степени «порождают» новые профессии; профессии, которых еще недавно не было. Так как сейчас в наибольшей мере развиваются сферы торговли, услуг, управления и информационных технологии, то максимальное количество новых профессий появляется именно здесь. Причем пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, и многие из них имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм. Некоторые представляют собой новые, более модные, названия уже имеющихся профессий.
Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, WЕВ-мастер.
2. Рынок труда
У рынка труда есть свои законы. Прежде всего, на рынке труда существуют продавцы и покупатели, и есть товар. Только товар этот специфический — человеческий труд. Продавец предлагает свой труд, покупатель — спрашивает его. Продавец стремится продать свой труд подороже, а покупатель — купить подешевле. Работники и есть продавцы на рынке труда, а работодатели — это покупатели труда.
Цена любого товара, который предлагается на рынке, определяется не только его качеством, но и тем насколько он нужен, как часто его спрашивают. Цена товара зависит от спроса на него и предложения.
Рабочая сила, т.е. ваши здоровье, квалификация и способности является на рынке труда ни чем иным, как товаром. Сколько стоит этот товар? Чем меньше предлагают его на рынке, тем дороже он стоит. Поэтому самыми дорогими товарами являются товары дефицитные, которых не хватает, несмотря на крайнюю в них нужду если же спрос на товар невелик или вообще отсутствует, то цена на него оказывается очень низкой.
Если профессионализм является товаром, то цена на него зависти не только от его уровня или качества, а от того, требуются ли профессионалы этого класса и типа на рынке труда и сколько подобных профессионалов предлагает работодателям свои услуги. Поэтому платить большие деньги вам будут не за то, что вы обладаете высокой профессиональной квалификацией, а за то, что в вашей квалификации в данный момент нуждаются и за то, что других столь же квалифицированных людей не так уж много и выбирать работодателю не приходится. Если же наша профессия сегодня не требуется, то будь мы хоть семи пядей во лбу, рассчитывать сможем в лучшем случае лишь на минимальную оплату. А если при этом таких как мы хоть пруд пруди, то работу по специальности мы можем вообще не найти.
Кроме того, заработная плата — это характеристика не профессии, а рабочею места, должности. Ведь платят-то нам не за то, что мы можем или умеем, а за то, что мы реально выполняем на своем рабочем месте, за конкретный объем и качество нашего труда. И двум людям, имеющим одну и ту же профессию, но разные рабочие места, могут платить неодинаково. Это зависит от отрасли, в которой они работают, от региона, в котором они проживают от размера и формы собственности предприятия, от должности, которую они занимают. Более того, материальное вознаграждение определяется не только заработной платой, но и различными премиями, льготами, компенсациями. Поэтому люди одной профессии могут зарабатывать разные деньги.
Oт чего зависит заработная плата
Экономические факторы
|
Форма собственности предприятия
|
Отрасль
|
Регион
|
Профессия
|
Должность
|
Количество труда
|
Эффективность труда
|
Педагогические факторы
|
Образование
|
Квалификация
|
Опыт работы
|
Медицинские факторы
|
Состояние здоровья
|
Трудоспособность
|
Работоспособность
|
Психологические факторы
|
Отношение к труду
|
Взаимоотношения с работодателем
|
ЛИЧНОСТЬ В ПРОФЕССИИ
Некоторые люди считают, что уж себя-то они понимают на все 100 процентов. Это чужая душа – потемки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счете, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но и те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то совсем неожиданное. Жизнь часто преподносит нам сюрпризы.
Особенно трудно бывает оценивать себя с профессиональной стороны. Ведь профессиональный опыт у каждого человека ограничивается только теми видами профессиональной деятельности, которые он уже пробовал выполнять. И в этом отношении молодые люди могут испытывать большие затруднения, нежели те, кто уже имел возможность многое в жизни испытать.
В процессе профессионального выбора имеют наибольшее значение склонности и способности человека.
Склонности – это желания человека, потребности в определенных видах деятельности стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением «Я хочу».
Способности – это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности мы можем выразить словами «Я могу».
Профессиональные склонности и способности являются наиболее важными психологическими качествами человека, которые являются необходимым условием правильного выбора профессии, успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит, прежде всего, от его склонностей и способностей.
раскрыть » / « свернуть