МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА:
СУЩНОСТЬ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Сущность самообразования заключается в умении самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практических делах, в развитии личности и совершенствования профессионального мастерства.
Темы для самообразования должны подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо выстраивать по гибкой схеме, позволяющей каждому работнику активно включать свою работу по самообразованию в образовательный процесс учреждения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Тема должна быть актуальна, ее изучение – необходимо самому педагогу.
Совместно с методистом разрабатывается план работы над темой самообразования.
Цели самообразования:
- повышение профессиональной компетентности;
- расширение педагогических и психологических знаний;
- углубление знаний по методике преподавания учебных предметов;
- повышение общего культурного уровня педагога.
Технология процесса самообразования:
Первый этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, простановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.
Второй этап – прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
Третий этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
Четвертый этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических (цикловых) комиссий, педагогического совета и т.п.
Пятый этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Формы организации самообразования очень многообразны. Это:
- работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
- изучение материалов глобальной сети Интернет;
- участие в работе научных конференций, семинаров;
- ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с учащимися, рост его профессионального мастерства.
План самообразования педагога должен содержать следующие разделы:
- Основные вопросы изучения.
- Этапы работы над материалом по определенным вопросам.
- Практический выход (доклад, урок, методическая разработка).
- Где, когда и как реализуется.
Алгоритм написания плана по самообразованию
- Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив учреждения образования.
- Постановка целей и задач, соответствующих целям образовательной и воспитательной деятельности в учреждении образования.
- Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения.
- изучение нормативных документов;
- изучение методических материалов по теме самообразования;
- выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ;
- посещение семинаров, методических объединений;
- изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег.
- апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ
- выступление на конференциях, семинарах;
- выявление затруднений в процессе внедрения инноваций;
- определение путей решения проблем;
- самоанализ и самоконтроль;
- отчеты по самообразованию;
- наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов.
- создание портфолио педагога.
Завершается процесс самообразования по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.
Результатом самообразования педагога на определенном этапе может быть:
- повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработка или издание учебных пособий, статей, учебников, учебных программ, сценариев, исследований;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов методических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Отчет педагога по самообразованию
(на промежуточном этапе)
ФИО преподавателя _____________________
Методическая комиссия __________________
Категория______________________________
Над какой темой, проблемой Вы работаете _______________
Чем обусловлен выбор темы____________________________
Какую литературу Вы изучили в ходе работы над темой ________________
К какому результату пришли в процессе работы над данной темой _______
С какими трудностями столкнулись ________________________________
Какое влияние оказала работа над проблемой на практическую деятельность?
Анализируя результаты, намерены ли Вы продолжать работу над данной темой _________________________________________________________
Какие формы и методы вы будете использовать в дальнейшей работе над темой _________________________________________________________
План отчета по самообразованию за 20__-20__ учебный год
Преподавателя _________________________________________________
Литература, изученная по данной проблеме _________________________
1. Основные направления в работе:
а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.
б) выступления на методических комиссиях по темам:__________________
в) диагностика результатов применения новых методов и приемов работы _
2. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования __________________________________________
3. Использование новых образовательных технологий, методов, приемов как результат работы по самообразованию______________________________
а) какие методы, формы использовали?_____________
б) какой результат достигнут?_______________
4. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:
а) составление каталога литературы;
б) обобщение дидактического материала_______________________
в) выступление на МК, педсовете и т.д._______________________
г) обобщение опыта ______________________________________
Нерешенные проблемы ___________________________
Тема самообразования на следующий год ___________________________
[Автор-составитель:
Богуш Е.А., зав.кабинетом метод.обеспеч.проф.образ.ГУМЦ ПО]
раскрыть » / « свернуть