Компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы учащегося».
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности учащегося, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса. Определив, чем вызвана неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и преподавателей, и учащихся. Когда мечты об успешных годах учения разбиваются о первые «двойки», у учащегося сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником. Что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными.
Известные психологи Ю.К.Бабанский и В.С.Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам можно отнести социальные, то есть снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие результаты лишь при общем улучшении социальных условий», - писал В.С.Цетлин. К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему. К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях). Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства обучающихся. К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у наших учащихся неправильно сформировалось отношение к образованию. Они не понимают его общественную значимость и не стремятся быть успешными в учебной деятельности. И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д.Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле учащегося, так как не все в учении интересно и придется многое взять силой воли».
Одной из главных проблем, которую мне приходится решать, - это работа со слабоуспевающими учащимися, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа. На фоне неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой, безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая испытывающим трудности в обучении успешно усваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи учащемуся, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим учащимся необходимо большее количество времени на отработку навыка.
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общим учебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
В работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие правила, разработанные психологами:
- не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать учащемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку;
- желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
- нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
- не следует заставлять таких учащихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность учащимся позаниматься дома;
- путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница») нужно формировать у таких учащихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ему в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ.
- следует осторожнее оценивать неудачи учащегося, ведь он сам очень болезненно к ним относится;
- во время подготовки учащимся ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного;
- следует в минимальной степени отвлекать учащегося, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Для организации работы с низкомотивированными учащимися необходимо:
1) определить причины непонимания учащимися учебного материала, чтобы помочь ему преодолеть возникшие трудности;
2) правильно разместить учащихся в аудитории – ближе к доске для контроля со стороны преподавателя; совместно с хорошо успевающими учащимися, чтобы они могли помочь им при работе в парах;
3) завести дополнительную тетрадь для индивидуальной работы, так как эти учащиеся часто забывают рабочие тетради дома;
4) заинтересовать - сформулировать интересную проблему или задание;
5) подготовить соответствующий дидактический материал, который может иметь вид карточек, содержащих не только задания, но и элементы помощи, обеспечивающие успешность самостоятельной работы таких учащихся.
Так как слабоуспевающие учащиеся не очень ответственно относятся к ведению записей в тетрадях и допускают много ошибок при воспроизведении того или иного материала, им целесообразно предоставлять помощь:
1) систему наводящих вопросов, направляющих ход рассуждений учащихся;
2) образцы выполнения аналогичных заданий с краткими комментариями, поясняющими отдельные элементы учебного действия;
3) фрагменты учебной информации, необходимой для выполнения задания.
Методика отработки умений такова:
1) объяснение преподавателя;
2) закрепление:
- Выполнение учащимися аналогичных действий.Помощь преподавателя осуществляется фронтально: один учащийся выполняет задание у доски, а преподаватель комментирует и исправляет допущенные ошибки.
- Самостоятельная работа учащихся. Преподаватель оказывает помощь индивидуально. На этом этапе низкомотивированные учащиеся работают по дидактическим карточкам.
Низкомотивированные учащиеся на этом этапе должны получить задания, при выполнении которых они могут проявлять себя (не могут выполнить упражнение – предложите задание, для выполнения которого требуется устный ответ). Чтобы выполнение подобных заданий не превращалось в «натаскивание», необходимо использовать элементы новизны в каждом последующем задании. Использование дидактического материала позволяет учащимся выполнять в перспективе все более трудные задания, которые не только развивают учащихся, но и стимулируют их работоспособность.
Постепенно начинает проявляться избирательное отношение учащихся к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Слабомотивированных учащихся можно разделить на несколько групп:
1 группа – низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов, несформированность познавательных умений и навыков) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа – высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа – низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего приходится сталкиваться с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь. Главное в работе с такими учащимися – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести – учащиеся сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать учащегося на самооценку деятельности (задавать такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?», «Ты сегодня хорошо справился с работой?»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением учащихся к процессу и результату своей деятельности.
Для реализации данных условий я использую активные формы обучения в сочетании с базовыми педагогическими технологиями: уровневой дифференциации, технологии деятельностного метода (обучение на основе учебных ситуаций), технологии проблемно-диалогического обучения, игровые технологии.
Для организации работы с низкомотивированными учащимися в первую очередь:
- определяю причины непонимания учащимися учебного материала, чтобы помочь им преодолеть возникшие трудности;
- заинтересовываю – формулирую проблему или задание.
Так, например, в начале урока провожу словарную работу. Чтобы заинтересовать ребят, стараюсь использовать разные виды заданий:
- загадки с отгадками словарных слов;
- кроссворды, где зашифрованы известные словарные слова;
- задания, в которых в занимательной форме надо вставить пропущенные буквы;
- написание слова в прямом и переносном значении;
- подбор однокоренных слов и близких по смыслу, но не однокоренных;
- стихи-запоминалки, чтобы лучше запомнить непроверяемые написания слов.
Особое внимание на занятиях по русскому языку уделяю диктантам, поскольку наибольшие затруднения у учащихся вызывает орфография. С целью выработки соответствующих орфографических и пунктуационных умений использую зрительный и слуховой диктанты.
Широко использую такие виды работы, как орфографическое проговаривание (проговаривание слов так, как нужно писать) и орфографическое чтение (чтение с комментированием всех орфограмм). Это способствует зрительному запоминанию и формированию орфографических навыков.
В своей работе применяю различные виды игр. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонетического восприятия слова, обогащает учащегося новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости.
Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес: урок-викторина, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-лекция.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому обучающемуся приятно получать хорошие отметки. Важно, чтобы с помощью товарищей, преподавателей он добивался успехов, чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что преподаватель рад его успехам или огорчен его неудачами.
«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно. Безделье месяцы и годы. Это развращает и морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли», -писал В.А.Сухомлинский.
раскрыть » / « свернуть